С отменой крепостного права деятельность Очерского крепостного театра прекратилась, но периодически появляются постановки любителей сцены.

Петр Алексеевич Малых (фото из архива Очерского музея)

   «Золотая пора» театра началась с 1874 года, когда в Очере появился главный механик Петр Алексеевич Малых, ставший потом управляющим округом. Человек одаренный, хороший скрипач, он был организатором и руководителем музыкальных кружков.

   Еще большую ценность для кружков и театров представляла его жена Софья Алексеевна Малых – бывшая Петербургская актриса. Она ввела в программу театра пьесы Островского и Сухово-Кобылина.

   К 1883 г. труппа страстных любителей театрального искусства составляла более 30 человек. Режиссером был Мальцев Николай Иванович, который установил солнечные часы в Очере. После Мальцева режиссером стал врач К. П. Звягин, а с 1902 г. Сюзев Павел Васильевич, член правления.

   В 1887 г. артисты получили в свое распоряжение здание первого вотчинного правления (сейчас здесь находится спортзал АО «Очерский Машзавод»). После некоторой переделки перемещения, состоялось официальное открытие Очерского театра спектаклем «Свадьба Кречинского». Позднее сделали пристрой, и театр стал иметь все, что положено театру: фойе, буфет, гардероб, галерку и оркестровую яму. Резьба по дереву, алый бархат лож придавали помещению нарядный вид. На фасаде выложили лиру. Одна из афиш этого периода сообщает, что в память столетия со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина будет дан 25 мая 1889 г. литературно-музыкальный вечер из трех отделений. В концерте приняло участие много певцов и музыкантов. Читали стихи и отрывки из «Евгения Онегина», давали сценки из «Полтавы», «Бориса Годунова». Врач К. П. Звягин, талантливый артист – любитель прочитал поэму «Братья разбойники».

Здание театра (фото из архива Очерского музея)

   Сохранились театральные афиши того времени. Голубые и белые, желтые и красные. Одни из них написаны крупным почерком штатного волостного писаря, большинство напечатано в типографии по всем правилам рекламы. Афиши рассказывают о том, куда шла выручка от спектаклей:

  • на устройство новых декораций, обстановку сцены -1896 г.;
  • на усиление средств театра – 1898 г.;
  • в пользу пострадавших от неурожая – 1899 г.;
  • в пользу учреждений императрицы Марии – 1899 г.;
  • в пользу школьно-народных чтений в Очерском заводе – 1899 г.
  • и другие цели.

   В конце 19 века в театре ставили такие спектакли: «Наказанный ловелас» (оркестр под управлением Постникова), «Крепость взята», «Крокодиловы слезы», «Тяжкая доля» и другие.

   В это же время началось увлечение концертами, оперой и мелодрамой. Несколько раз очерцы ставили «Павла Иванова» Дорошевича. Успешно прошла постановка «Фауста» Гуно. Ставили отдельные сцены из «Демона» Рубинштейна, «Евгения Онегина» Чайковского. В это время был создан приличный оркестр. В составе участников хора были четыре баса, из которых два оставили особенно сильную память – Г. Ф. Бояршинов и М. Ф. Мощеников, трое хороших теноров и два сильных колоратурных сопрано.

Hosted by uCoz