Особенностью развития крепостных театров на Урале является их прикрепленность к заводам: одновременно существовали театры, которые всецело находились в руках заводчика и театры, обязанные своим созданием и развитием крепостной интеллигенции.
К театрам второго типа принадлежал Очерский театр. «Крепостные служащие, художники, музыканты стали инициаторами создания театров на уральских заводах. Деятельность таких театров имела мало общего с крепостными театрами первого типа, хотя в тех и других основную массу актеров составляли крепостные. Но если в одном случае мы имеем дело со способом внеэкономического принуждения, эксплуатации человеческих ресурсов – «ревизских душ» заводчика, то в другом – с появлением возросших духовных и эстетических потребностей крепостных. Организация театрального дела в подобных театрах в корне отличалась от организации во владельческих театрах, где все регламентировалось волей и вкусом заводчика. Театры крепостной интеллигенции, по существу можно рассматривать как любительские коллективы единомышленников».(Костерина А.Б.. Крепостной театр на Урале. сборник. Культура и быт дореволюционного Урала. Уральский государственный университет им. А.М. Горького, 1989)
Как сообщается в «Летописи Очера» Г. Е. Каменского, в 1807 году приказчик Прядильщиков получил разрешение П. А. Строганова выделить пустующее помещение склада под театр. Позднее театр получил название «Комедийного сарая». «Комедийный сарай» стоял, где сейчас находится главный вход в церковный сад.
С 1810 г. очерцы ставили отрывки из опер, целые оперы, но чаще всего давали драматические представления. Отрывочные сведения Очерской летописи не позволяют судить о том, как часто ставились и проходили спектакли, кто в них играл. Но то, что в 1817г. очерцы выезжали со своими постановками в г. Пермь, позволяет думать, что они отличались своими достоинствами.
В 1821 году в Перми в доме В. Н. Берха состоялось первое представление одноактной оперы – водевиля «Бабушкины попугаи» Н. И. Хмельницкого и А. Н. Берстовского. В 1834г. – комическая опера «Сбитенщик», Я. Б. Княжина, а в 1847г. – даже три спектакля: упомянутый «Сбитенщик», комедии «Хвастун» и «Чудаки» - все Я. Б. Княжина. Кроме того, в репертуаре очерцев были опера «Аскольдова могила» А. Н. Верестовского, комедии «Воздушные замки» Н. И. Хмельницкого и «Ябеда» В. В. Капниста, в которой бесподобно осмеивался прокурор Хватайко – «Существенный вор» и председатель Кривосудов – «сущий истины Йуда и предатель». Зрителям особенно нравилась пирушка судейских, когда пьяные блюстители закона пели хором:
Бери, большой тут нет науки.
Бери, что только можно взять.
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать?
Эти же произведения шли тогда на сценах С. Петербурга и Москвы, что свидетельствовало о творческих возможностях труппы.
В 1834 году после постройки нового здания окружного правления театр переместился из сарая в старое здание правления.
В 1855-1871 гг. управляющим в Очере был бывший дворовой мальчик, ставший образованным человеком – Е. К. Демидов, женатый на крепостной балерине Поздеевой. Когда они, а также бывший графский шеф-повар Мохнаткин были по старости отправлены в Очер местные любители – актеры увлеклись балетом и музыкой под руководством крепостного служащего А. Я. Россомагина. Работу постановщика выполнял заводской бухгалтер М. Усатых. За особую привязанность к театру его назвали Щепкиным. Усатых происходил из «пригульных детей» дворовой горничной управляющего майоратом Волегова. В Очере М. Усатых поставил «Женитьбу» и «Ревизора» Н. В. Гоголя.
В деятельности театра участвовали также учителя местной школы – крепостные Михаил Меньшиков и Яков Любимов. Первый – сирота, в качестве строгановского стипендиата окончил Пермскую духовную семинарию. Второй был устроен стипендиатом в педагогический институт в Петербурге, но курса не окончил из-за недозволенной женитьбы. Художником театра с 1848 г. являлся крепостной А. К. Кривощеков.
|