|
В начале 20 века в стране появляются новые явления в экономической, политической и духовной жизни. Взятый страной курс на индустриализацию привел к увеличению численности наемных рабочих. Среди потомственных пролетариев был высок процент грамотных, и они являлись носителями новой культуры образа жизни. Это относилось и к Очерскому заводу.
В 1902-1903 гг. рабочие Очерского завода создали свой театральный кружок. В репертуар театра вошли и заняли прочное место пьесы А.Н. Островского «Лес», «На бойком месте», «Без вины виноватые». В Очере в 1906 г. возникает группа РСДРП. Начинают появляться сборники революционных песен и первые листовки. Сходки совместно с Павловскими рабочими устраивались в лесу у Павловского поворота. С наступлением осенней дождливой погоды сходки пришлось прекратить. Найден был другой выход. Решили использовать для своих собраний заводской театр. В те годы в его самодеятельный коллектив влились свежие творческие силы, и в канун своего столетия театр переживал пору нового расцвета. Почти все постановки этой труппы имели в то время полный аншлаг. Нередко театральные вечера состояли даже из двух отделений. Богатым был и репертуар. Наряду с современными авторами большое место занимала классика: Пушкин, Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин.
Комедии и драмы чередовались с литературно-музыкальными концертами. Для своего первого спектакля подпольщики выбрали пьесу Горького «На дне», которая до апреля 1905 г. находилась фактически под официальным запретом.
Пристав не разрешил ставить пьесу в театре, и ее сыграли в женском училище. Пристав беспокоился не зря: один из осведомителей донес ему, что артисты под видом репетиций занимаются политикой, проводят нелегальные собрания. После спектакля некоторых артистов арестовали и отправили в Оханскую тюрьму.
1909 г. появились первые признаки нового революционного подъема в России. Чувствовался он и в Очере. Добропорядочный замкнутый мирок театральной интеллигенции взорван: появился конкурент - «Театр мастеровых», созданный на базе прежнего рабочего кружка. Руководство «театром» взяла на себя режиссерская коллегия, в которую входили братья Верещагины - Иван и Василий, В. Ипанов, супруги Мощениковы и другие. К 1910 г. сложился постоянный творческий коллектив. Спектакли стали регулярными. Труппе интеллигенции пришлось потесниться - пустить рабочих на подмостки «Малого театра». В день, когда афиши сообщали о спектакле «Театра мастеровых», ложи и галерка была заняты непривычной публикой: зрители приходили от печи, станка, пресса, молота...
На первых порах рабочие играли водевили, но постепенно в репертуар стали входить драматические сочинения большого социального звучания, отражавшие новые общественные процессы: возросшее самосознание рабочих, их активность, борьбу за права. «Любили играть Островского»-вспоминал Василий Михайлович Верещагин своего драматурга, понятного, сказавшего доброе, сочувственное слово о простом человеке. На афишах «Театра мастеровых» появились пьесы «Гроза», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Лес». Рабочие тепло приняли свой театр. Недаром одним из документов Советской власти, утвердившейся в Очере, было удостоверение, выданное В.М. Верещагину 16 сентября 1918 г. исполкомом Очерского Совета рабочих и солдатских депутатов на основе свидетельств рабочих: «Предъявитель сего гражданин Верещагин Василий Михайлович в продолжении 6 годов состоял членом драматического кружка при Очерском заводском театре и участвовал на сцене означенного театра, зарекомендовал себя как хороший артист и режиссер, что подписью и печатью удостоверяется».
Так сбылась мечта Василия Михайловича Верещагина. С энтузиазмом он отдается «Театру мастеровых».
|